Ниппур — обитель богов

В раннединастический период (ок. XXVIII—XXIV вв. до н. э.) цивилизации Двуречья, или Междуречья Тигра и Евфрата (Месопотамии), город-государство Ниппур был важнейшим духовным центром.

Даже имел монополию в этом ста­тусе. Здесь находился пантеон всех главных богов древних шумеров — «горных» во главе с Энлилем (Эллилем) и «морских» во главе с Энки (Эа). Энлиль, имя которого означает «Владыка-ветер», был сыном «отца богов» Ану, богом воз­духа, земли, плодородия, покровителем Ниппура. Очень грозным: мог наслать мор, засуху, бури и потопы. Энки покро­вительствовал городу Эриду и реке Тигр, а характер имел прямо противополож­ный буйному нраву Энлиля — был мудр, заботился о том, чтобы люди чему-ни­будь постоянно обучались и ценили все прекрасное, а также следил за чистотой морских, речных и подземных вод. Ины­ми словами, Энлиль управлял верхним миром, а Энки — нижним. Верховенство­вал в этой паре, конечно, Энлиль. Ниппур же являлся центром равновесия между ними и стержнем всего миропорядка, как представляли его шумеры.

Ниппур никогда не играл самостоя­тельной политической роли, в нем никог­да не было царей, в этом он отличался от прочих месопотамских городов-госу­дарств (номов, как называли их древние египтяне) и все-таки был им. Тут вполне уместно провести аналогию с Ватика­ном: Ниппур, по сути, контролировал всех царей (лугалей) Месопотамии. Все они должны были непременно получить своего рода помазание на царство от жрецов Экура, святилища верховного бога Месопотамии, без этого власть их не могла считаться легитимной. В XVIII в. до н. э. Ниппур был захвачен Вавилонией, но ему было оставлено право на вну­треннюю автономию.

Государственным языком Вавилонии был семитский аккад­ский язык, но для отправления культовых церемоний они оставили жрецам Нип­пура шумерский язык, вероятнее всего, просто потому, что эти языки сходны. Раскопки в Ниппуре начались в 1889 г. американской археологической экспе­дицией, их существенно затормозили мировые войны XX в. С 1948 г. раскопки ведутся непрерывно и интенсивно. Бла­годаря им было установлено, что тер­ритория Ниппура была заселена еще в додинастический, догосударственный период Нижней Месопотамии в 5-м ты­сячелетии до н. э., а на рубеже 4-3-го тысячелетий город уже имел собствен­ную систему клиновидной письменно­сти, преимущественно линейной.

Горо­дище древнего Ниппура расположено по обеим сторонам высохшего русла канала Шатт-эль-Нил. Вскоре после Вто­рой мировой войны был обнаружен храм, возведенный при ранних династиях, правда, осталось невыясненным, какому божеству он посвящался. Затем — сам Экур с зиккуратом и храм Инанны (Иштар), богини любви, плодородия, право­судия и победы. Зиккурат Ниппура — сту­пенчатая усеченная пирамида; как и все зиккураты, воплощал собой «связь неба и земли» и стоял на холме над городом.

В Ниппуре существовала и ирригаци­онная система, весьма похожая на водо­провод, — каналы с арочными перекры­тиями, выложенными кирпичом. И еще было установлено, что Ниппур был сре­доточием интеллектуального потенциа­ла Месопотамии. Кроме бытовых пред­метов здесь в «храмовой школе» («доме табличек») было найдено несметное количество клинописных глиняных таб­личек с литературными, исторически­ми и религиозными стихотворными гимнами, а также с географическими, астрономическими и другими научными текстами. В этой школе обучались пис­цы — и юные, и взрослые, поэтому здесь было много также табличек с законами, административными распоряжениями и медицинскими рекомендациями.

Таб­лички относятся почти ко всем периодам истории Ниппура, вплоть до последнего, парфянского (250 г. до н. э. — 227 г. н. э.). За ними в науке закрепилось название Ниппурская библиотека. Сам факт ее су­ществования — грандиозное свиде­тельство высочайшего уровня культуры в Ниппуре. Всего было обнаружено около 60 тыс. табличек (некоторые во фрагмен­тах), из них 23 тыс. относятся к древней­шему периоду истории этого города.

Прокоментировать

You must be logged in to post a comment.